Факт No. 20.

Имена божеств армянского пантеона до сих пор можно услышать и по сей день.

Пантеон языческих армян состоял как из местных богов и богинь, так и из божеств, перенятых из других соседних культур. Как и следовало ожидать, таким природным явлениям , как солнце и луна, горы и реки поклонялись ,в то же время обожествляли и более абстрактные понятия, как красота или мудрость.

Одним из особых представителей храма древних армян был бог письма, Тир (Дир на западно-армянском). Тот факт, что ему поклонялись – интересный аргумент в пользу существования армянской письменности до создания армянского алфавита в 5 веке н.э., через сто лет после принятия христианства.

Несмотря на то, что с господством новой религии, большая часть древней армянской культуры была отброшена , некоторые языческие влияния ощущаются и сегодня. Их отражение можно увидеть в образе того самого бога Тира, которого именуют «Писателем » ( “Грох” на восточно-армянском или “Крох” на западно-армянском). Тир вел счет добрых и злых поступков, а затем провожал души в загробную жизнь. Сегодня можно довольно часто услышать в Армении фразу , отпущенную в качестве проклятия :“Грох Тани!” – “Да заберет его Грох!”.

Существует еще одно распространенное выражение в Армении : помимо того, что клянутся например Богом или своими предками также, также клянутся “солнцем своего отца” (“Хорс арев! “). Данная формулировка снова приводит нас к объектам поклонения в древности или, возможно, к духам-попечителям.

Интересно, что в Армянском языке для обозначения языческих божеств есть слово, являющееся грамматически прямым отрицанием слова «Бог» (по-арм. «Астватс” или “Астватз”).Таким, своего рода, антонимом является слово “частватс” или “чествадз”, что означает, попросту говоря, «не Бог» в христианском контексте.

Но христианству не удалось полностью избавиться от всех языческих армянских обычаев. На самом деле, Армянская церковь по-прежнему принимает жертвенные подношения животных в знак благодарения или милостыни. Этот обычай называется “Матах” (“Мадах”), который, как известно, существует как минимум с самых ранних дней христианства. Другие обычаи, которые, как считается, восходят к дохристианским временам, но каким-то образом связаны с современной религией в Армении включают обливание друг друга водой во время праздника Преображения в июле (известный в Армении как “Вардавар”) и прыжки через костер во время праздника Сретения Христа, который проводится в феврале (также известный как Сретение; “Тярнунтарач” или “Дярнунтарач” на армянском языке).

Многие распространенные имена среди армян сегодня- имена древних богов и богинь, таких как Арамазд, Ваагн, Анаит и Астхик, и это не полный список имен.

~~~~

Письмо одного из наших читателей:

Практика называния армянских детей именами божеств началась в 19 веке и продолжалась в 20-м. Я думаю, что это можно проверить, посмотрев словарь личных имен Грачья Ачарян. Обычно, за исключением самих божеств, ни один другой армянский человек с такими именами не упоминается на протяжении всего средневековья. Самым поздним упоминанием имени Ара, на которое я наткнулся в исторических источниках был скрипач в Константинополе, который родился в 1895 году. Имя Астхик упоминается чуть раньше, как сценическое имя знаменитой актрисы в Константинополе. Я думаю, что это является одним из показателей того, как армяне преобразовались из последователей религиозного учреждения (Армянской апостольской церкви) в члены “Культурной нации” – как это было определено немецкими мыслителями того периода, особенно Иоганном Готфридом Гердером.

Это является важным вопросом, и может быть предметом хорошей статьи. Если существуют регистры крещений в армянских церквях в Константинополе/Стамбуле, это было бы хорошим началом для исследований. Не могу с точностью утверждать, но существует вероятность того, что традиция давать имена языческих богов новорожденным началась в Константинополе раньше, чем в армянских провинциях Османской империи.

 

Д-р Ара Санджян
Директор исследовательского центра Армении
Доцент истории Армении и Ближнего Востока
Университет штата Мичиган-Дирборн

Команда 100 лет, 100 Фактов хотела бы поблагодарить д-ра Санджяна за обратную связь.


Ссылки и другие источники

1. Mardiros H. Ananikian. “Armenian Mythology”, in The Mythology of All Races, Volume VII. Marshall Jones Company, 1925
2. Hacikyan, Basmajian, Franchuk, Ouzounian. The Heritage of Armenian Literature, Vol. 1: From the Oral Tradition to the Golden Age. Wayne State University Press, 1999, pp. 63-73
3. Vahan M. Kurkjian. A History of Armenia. AGBU, 1958, pp. 300-310
4. Zabelle C. Boyajian. Armenian Legends and Poems. Columbia University Press, 1916, pp. 126-131
5. The Armenian Church, Mother See of Holy Etchmiadzin. “Offering (Matagh)
6. Wikipedia: “Armenian mythology

100y100f_020

Заголовок изображения

Современное изображение Ваагна Вишапакаха, Ваагн Драконоборец, герой древней армянской легенды и бог армянского пантеона.


Источники и авторы

By Gegart at ru.wikipedia [CC-BY-3.0], from Wikimedia Commons


Follow us on


Recent Facts

Саят Нова писал и исполнял песни, как минимум, на трех языках.

Факт No. 40

Саят Нова писал и исполнял песни, как минимум, на трех..

Резиденция Католикоса всех армян находится в Эчмиадзине, Армения.

Факт No. 39

Резиденция Католикоса всех армян находится в..

Есть две литературные формы современного армянского языка – восточный и западный.

Факт No. 38

Есть две литературные формы современного армянского...

Подаренный ковер, который был соткан благодарными армянскими сиротами, находится на хранении Белого Дома США.

Факт No. 37

Подаренный ковер, сотканный благодарными армянскими си...